Комбинирование металлов в художественной ковке

 

   В течеКованые часы «Солнце и луна». Ковка, сталь, латунь; фьюзинг, стекло. Кузнечная мастерская Словоние нескольких десятилетий, с середины прошлого века, принципы градостроительной практики Петербурга нанесли непоправимый урон сложившейся исторической среде города. Этот период характеризуется сугубо утилитарным подходом, а об «украшательствах» и речи не было. Окончание периода "устранения излишеств в строительстве" в отечественной архитектуре в конце 80-х годов и решение городских властей о восстановлении металлического декора способствовали изменению отношения к наследию. Возросшие объемы индивидуального строительства в Санкт-Петербурге и решение городских властей о восстановлении металлического декора исторических зданий, вернули популярность декоратино-прикладному искусству и ремеслам. Особое внимание стали уделять металлодекору - металл дает неограниченные возможности для интересных архитектурных решений.

     В поисках нестандартных творческих решений художники нашей Мастерской эффектно используют сочетание черного металла с разными материалами: цветными металлами, стеклом, деревом, полудрагоценными камнями, текстилем, керамикой, кожей. Сочетание материалов подчеркивает выразительность ковки и добавляет произведению изысканности. Сочетание материалов предполагает синтез искусств. Особенно выразительно выглядят кованые изделия и произведения, в которых присутствуют цветные металлы и художественное стекло.

Колпак вытяжки; Латунь, медь. Кронштейны: ковка, латунь.

     При комбинировании черного и цветного металла в произведениях художественной ковки, наибольшее распространение получили медь и ее сплавы - материалы, прекрасно сочетающиеся с черным металлом и нержавеющей сталью и обладающие богатыми возможностями в декоративной обработке.

     Диапазон их применения очень широк: от заклепок, мебельной фурнитуры в предметах интерьера до декоративных элементов, поручней в архитектурном металлодекоре. В некоторых случаях предметы интерьера изготавливаются полностью из цветного металла. К примеру, вернувшийся в моду стиль кантри предполагает использование вытяжки над камином или плитой, которая в добротном исполнении представляет собой произведение ремесленного искусства из листов меди, латуни и стали, выполненные вручную.

Обрамление камина. Медь, травление, патинировка.

     Какую поверхность придать цветным элементам - дело художественного замысла и вкуса. Металл можно отполировать до зеркального блеска и защитить лаком. Или позволить металлу дышать, со временем он окислится, потемнеет, приобретет благородный оттенок естественной патины. С помощью химического травления можно придать поверхности разнообразные цвета и фактуры, нанести рисунок. Медь и ее сплавы приобретают различные цвета: античной патины, оливковый, шоколадный, красный, лазурный, разные оттенки черного, зеленого, коричневого. Какого цвета не было бы покрытие, металл все равно проглядывает через декор, намекая на свой первозданный облик. 

    Комбинирование разных металлов предполагает использование элементов разных видов художественной обработки металла. В кованых композициях декоративные элементы из цветных металлов могут быть выполнены ковкой, штамповкой, литьем, чеканкой, дифовкой, гнутьем, пайкой и пр. Выбор техники определяется двумя основными критериями. Во-первых, целесообразностью, какая из техник позволит достичь решения художественной задачи. Во-вторых, рентабельностью.

     Ковка - это высокотемпературная обработка различных металлов давлением. Из цветных металлов для ковки используют в основном медь и ее сплавы. В кованой технике выполняются акантные листья, розетки, хомуты, заклепки и прочее. Фигурная латунная заклепка может служить самостоятельным декором в лаконичном художественном решении.

     За редким исключением, ковка позволяет выполнить элементы самой высокой, почти ювелирной степени сложности. Но, в случае необходимости изготовления большого количества изделий, общая стоимость может смутить заказчика. На значительную экономию от масштаба в трудоемком ручном производстве расчитывать не приходится. При необходимости и, конечно, возможности тиражирования декоративных элементов, как правило, применяются штамповка и литье. Эти техники позволяют снизить затраты на изготовление.

     Штамповка - способ обработки давлением металлов, при котором форма и размеры изделия определяются конфигурацией инструмента - штампа и пуансона. Это один из наиболее эффективных и малозатратных способов изготовления декоративных элементов, который обеспечивает получение изделий высокой точности и сложной формы. Поэтому при проектировании кованых изделий с декоративными элементами из цветных металлов, художники часто планируют использование штамповки, с помощью которой выполняют объемные тонкостенные элементы.

     Ковка и штамповка цветных металлов ведется на основе тех же правил и приемов, как и черных металлов. В дополнение к общим правилам ковки и штамповки черных металлов существуют некоторые специфические особенности, которые необходимо учитывать при работе с цветными металлами и сплавами: рабочий температурный интервал, необходимость периодического отжига, вязкость при резке и прочее. Кроме того, кузнецу необходимо проявлять большую сноровку и расторопность. Из-за большей теплопроводности цветные металлы быстро прогреваются - при перегреве рабочая деталь может быть потеряна и, соответственно, быстро остывают - материал не дает много времени для манипуляций.

    Литье в кованых композициях используется при необходимости изготовления большой партии элементов или сложных скульптурных вставок с высокой степенью проработки деталей изображения. Для экстерьерного металлодекора использование литых элементов предпочтительнее штампованных.

     Чеканка и дифовка способы холодной обработки листового металла, применяемые для изготовления уникальных полых объемных элементов сложной конфигурации.

     Чеканка - выполняется посредством специального стержня - чекана, который ставится вертикально и по верхнему концу которого наносят удары молотком. В результате - рабочий конец оставляет отпечаток на материале. Постепенно перемещая чекан и каждый раз ударяя по нему молотком, материалу придают желаемую форму. Материалом для чеканки из листа служит листовой металл, обладающий свойствами пластической деформации, толщиной от 0,4 до 1 мм. Для крупных, монументальных произведений применяют более толстые листы: красную медь до 2 мм, алюминий до 3 мм.

     Дифовка (выколотка) - производится непосредственными ударами молотка, под которыми он тянется, изгибается, садится и в результате этих деформаций приобретает необходимую форму. Задача этой техники - создать из листового металла полое объемное изделие. Дифовку выполняют из листа не толще 2 мм. От чеканки дифовка отличается тем, что она выполняется непосредственно молотком, а чеканыОграждение парадной лестницы. Ковка, дифовка, чеканка; сталь, латунь. Фьюзинг, стекло. (притом деревянные) употребляются редко. Трудно найти человека, который не видел бы скульптурной группы «Рабочий и колхозница» скульптора В. Мухиной в первых кадрах фильмов студии «Мосфильм». Она выколочена из тонких листов нержавеющей хромоникелевой стали мастерами завода «Стальмост» для международной выставки 1937 г. в Париже. 

     В современной практике чеканки и дифовки применяются красная медь и ее сплавы (латуни, томпак) - материалы, наиболее пригодные для выполнения декоративных элементов и скульптуры. Они обладают высокой пластичностью, обрабатываются легко, допускают глубокую вытяжку при создании горельефов и круглой скульптуры, хорошо отжигаются и разнообразно отделываются. Цинк обладает достаточной пластичностью, но требует специальных приемов. Листовой алюминий чеканится мягко и легко, допускает глубокую вытяжку, но требует особых предосторожностей при отжиге.

     Любые соединения в комбинированных композициях должны отвечать двум требованиям: быть надежными и красивыми, не нарушающими целостность произведения в различных техниках. Кроме того, в изделиях для экстерьера необходимо выполнять крепление элементов таким образом, чтобы избежать электрохимической коррозии.

     Современные технологии предлагают новые. «чудо-краски», которые придают изделиям привлекательный товарный вид - позволяют имитировать различные фактуры, придавать одному металлу вид другого, придать окрашенной поверхности любого металла вид старины за считанные минуты. Это уменьшает не только стоимость изделия, но и девальвирует его художественную ценность. В данном случае экономия на стоимости пропорциональна экономии на внешнем виде. Никакая имитация не может сравниться с натуральным блеском живого материала.